Иваново
Город3
Город2
Красная церковь Иваново
Город
Плёс
Город8
Город5
Палех
Город9
Город11
Город12
Город13
Город14
Город15

Все культурные события Ивановской области в одном портале

ПАЛЕХСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВТОО |«СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ»
ПАЛЕХСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВТОО «СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ»

ИСКУССТВО П А Л Е Х А.
ПАЛЕХСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВТОО «СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ»

В двадцатые годы нашего столетия миру открылось уникальное художественное явление – Искусство палехской миниатюрной живописи. Новое искусство – это свежая ветвь, возникшая на древе глубоких традиций древнерусской живописи.

 

Палех – старинное село центральной России, где в течение нескольких столетий жители села занимались иконописью.

 

Палехское иконописание оставалось живым до самой революции. После октября 1917 года заниматься иконописью в России стало невозможным. Но одаренные мастера, в условиях новой эпохи нашли применение своим способностям.

 

Рождению нового вида русского народного искусства, мы обязаны в первую очередь А.В. Бакушинскому, – человеку необычайного таланта, и тонкого художественного вкуса. Открытие А.В. Бакушинского было сразу же подхвачено мастерами иконописцами Палеха. Заслуга этих мастеров заключается в том, что они в эпоху трагического слома всего многовекового уклада жизни нашего народа, спасли унаследованную от предшествующих поколений живую часть древнерусской культуры. Письменные источники говорят о существовании иконописи в Палехе в 17 веке. По косвенным же данным палехские крестьяне писали иконы и в 16 веке.

Палехские иконы славились добротностью, тонким миниатюрным письмом, имеющим непосредственную связь с высокими традициями древнерусского искусства Верхнего Поволжья, Новгорода и особенно московской и Строгановской школ. На этой крепкой основе к концу 18 века в Палехе сложился свой самостоятельный стиль. Стиль этот отличался праздничной декоративностью, утонченной музыкальной пластикой форм и композиционных построений, колорит – изысканной многоцветностью. С открытием А.В. Бакушинского стало возможным весь опыт, отточенный веками, мастерство и все эстетические достоинства Палехского стиля иконописи использовать при создании лаковой миниатюры на папье-маше /шкатулок,бисерниц, пудренниц и т.д./.

Чёрно-лаковые изделия стали украшаться невиданной доныне росписью. Лаковая миниатюрная живопись и по форме, и по содержанию, и по своему назначению коренным образом отличается от иконописи, но в тоже время не могла бы быть высоким искусством без традиционной основы древней русской культуры.
В 1924 году первооснователи нового искусства объединились в Палехскую артель древней живописи. Самим названием подчеркивали связь с предшествующей культурой. Признание и мировая слава приходят к палешанам быстро. Уже в 1923 г они имеют большой успех на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, получая дипломы первой степени.

В 1924 г. палешане своими произведениями участвуют на выставке в Венеции и сразу же получают приглашение создать в Италии палехскую школу живописи и руководить этой школой. В 1925 году «Палех» завоёвывает Гран-при на Всемирной выставке в Париже. А далее с триумфом изделия палехских мастеров проходят по крупным городам Европы и мира.

С 1929 года на успехи палешан обращено внимание правительства. Палех посещают знаменитые гости из-за рубежа, такие как Рокуэл Кент, Ромен-Ролан и другие, которые оставляют здесь восторженные отзывы. Отечественные писатели М.Горький, Илья Эренбург и другие всячески поддерживают Палех.
Палехская лаковая миниатюра в своих лучших образцах ставится в один ряд с признанными лаками Японии, Китая, Персии. Мотивы росписи палехских изделий разнообразны. В первую очередь под кистью рождается то, что характерно для крестьянского мироощущения, для людей близких к природе, к земле: сенокос, жницы, рыбная ловля, пляски, хороводы, сцены охот, пасторали, песенные сюжеты, а также сказки, былины, позднее – исторические темы. Близки для палешан и образы известных литературных произведений. В первую очередь произведения А.С.Пушкина.

Палехское искусство по своей природе коллективное искусство. Мастера объединены одинаковостью жизни, работы, психологией творческого восприятия и творческих приемов. В своей работе они сильно зависят друг от друга. В Палехе, с момента образования «Артели древней живописи» сложился особый творческий климат. Климат творческой семьи. Эта особая атмосфера поддерживалась и в последующие годы, когда «Артель» разрослась. В 1935 году она стала именоваться «Товариществом художников Палеха», а затем эта особая творческая атмосфера и взаимоотношения мастеров бережно сохранялась и в системе Союза художников СССР, куда «Товарищество Палехских художников» вошло в 1953 году по Постановлению Совета Министров СССР.

Процесс рождения и развития Палехского искусства непростой. Вырабатывалась новая художественная система с особым видением, где каждый художник сохраняет свою манеру письма, свою тематику произведений, свое индивидуальное чувство вещи и главное, сохраняет своё чувство жизни и, в то же время, все работают в рамках общих канонов, и каждый из них питается в своем творчестве находками и достижениями своих соратников по кисти. Все мастера, уезжающие из Палеха, как правило, теряют свою художественную силу.

Путь развития современного Палеха, порой, драматичен. В военные и послевоенные годы Палех пережил острый кризис. В условиях существовавшего политического режима иконописные традиции и художественная условность стали восприниматься как ненужная архаика. От художников требовали «современных» тем и сюжетов, прославляющих социалистическую действительность. Это направление явно противоречило природе традиционного искусства. И в эти десятилетия палехское искусство несло большие потери. Возрождение лаковой миниатюры началось в 70-е годы. С этого времени, как бы вновь стали возрождаться и очищаться каноны традиционного искусства и осваиваться опыт основоположников. Заслуги основоположников палехского искусства велики не только как художников лаковой миниатюры. Их творчество многопланово. Они открыли широкие возможности палехского искусства и в росписи по фар¬фору, и в монументальной живописи, и в области театрально декоративного искусства, и в книжной графике. Используя опыт художников старшего поколения, в этих областях, Палехское отделение Союза художников через свои художественно-производственные мастерские в последние десятилетия выполняло сложные заказы: оформление дворца Текстильщиков в г. Иваново настенными росписями и лаковыми панно, оформление кинотеатра «Руслан» в г. Пушкино под Ленинградом, затем оформление «Дворца науки» в г. Обнинске, Дворца искусств в г. Иваново, оформление санатория Ивановских текстильщиков в г. Геленджике Краснодарского края. Ответственный заказ выполнили по оформлению комнат для бесед о музыке в московском Детском музыкальном театре. Работа по оформлению спектаклей в Театре Оперы и Балета им. Кирова была отмечена как выдающееся достижение во Всероссийском смотре-конкурсе спектаклей в ознаменование 50-летия Октябрьской революции. Плодотворна работа палешан в эти годы в содружество с ювелирами. Книги, оформленные художниками Палеха, признавались лучшими книгами года.

 

За последние 20 лет Палехское отделение ВТОО «Союз художников России» провело целый ряд престижнейших исторических художественных выставок: в Государственной Третьяковской галерее, в Троице-Сергиевой лавре г. Сергиев Посад, в Храме Христа Спасителя, в художественных музеях г. Самары, Тольятти, Тулы, Вологды, Оренбурга, Екатеринбурга Кургана, Плеса и т.д. Выставку в Плесе посетил Д.А. Медведев с супругой. Палехское отделение ВТОО «Союз художников России» принимало участие на всех самых престижных и значимых выставках Союза художников России – всероссийских, международных, зональных, молодежных, иконописных (более 20 выставок), а также и других художественных выставках (около 100 выставок). В 2013 году Палехскому отделению Союза художников России исполняется 60 лет. К этой дате намечены крупные выставки в Плесе, Рязани, Палехе, Москве.

В настоящее время Палехское отделение ВТОО «Союз художников России» продолжает пополнять свои ряды лучшими молодыми художниками Палеха, прошедшими суровый отбор на выставках Союза художников России, а также комиссиями и Секретариатом Союза художников России. На июнь 2013 года Палехское отделение СХР насчитывает 72 члена Союза.

Таким образом, Палехское отделение ВТОО «Союз художников России», продолжая лучшие традиции основоположников палехского искусства, несмотря на трудное время, активно работает и не дает Палехскому искусству завянуть, демонстрируя высокий профессионализм и еще неисчер¬панные возможности палехского искусства. Палехское отделение ВТОО «Союз художников России» сегодня, как никогда, нуждается в поддержке государства по спасению Палехского искусства от вымирания и деградации.

Председатель Палехского отделения
ВТОО «Союз художников России» – Макашов В.С.
Творческая и художественно-производственная деятельность Палехской организации Союза художников России и Палехских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР в период с 1953 по 2013 годы.

Первооснователи Палехского искусства объединились в «Артель древней живописи» в 1924 году на кооперативной основе. С этого момента началась летопись современного Палеха. Основные организационные принципы, обеспечившие успешное развитие Палехского искусства заключаются в следующем: – приоритет искусства над коммерческими интересами, выставочная деятельность, забота о подготовке смены, строгий отбор в состав коллектива (во главе которого стояли самые авторитетные и опытные художники), преемственность мастерства, забота о чистоте и высоте искусства, мудрое построение отношений с торгующими организациями.
«Артель древней живописи» существовала до 1933 года. В 1932 году в СССР была произведена «перестройка» литературных и художественных организаций. Были распущены все мелкие объединения и образован единый Союз советских художников. При Союзе художников была создана общественная организация, которая до 1940 года именовалась Художественным фондом СССР. «Артель древней живописи» стала называться «Товариществом художников Палеха». Ведущие мастера становятся членами СХ. Постановлением Совета Министров СССР от 08.05.1953г. № 1226 и РСФСР от 11.05.1953г. за № 492 1 июля 1953г. было организовано Палехское отделение Художественного Фонда РСФСР (Палехское отделение Союза художников РСФСР). Это было единственное отделение СХ в Советском Союзе, работающее в сельской местности. Условия сохранения и развития Палехского искусства создавались самые благоприятные. На средства Художественного фонда РСФСР к старинному 2-х этажному зданию, постройки 1907 года (в настоящее время ул. Ленина д. 33), где начинали работать основоположники Палехского искусства, пристраивается новое здание, площадью 1995 кв.м.
За одним столом рука об руку, работали опытные мастера члены СХ и начинающие художники, выпускники Палехского художественного училища. Так обеспечивалась преемственность мастерства, коллективность творчества.
Приказом по Художественному фону РСФСР от 31 марта 1958 года за № 54 «Товарищество художников Палеха» было преобразовано в Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР. Художественные мастерские были для художников вторым домом, местом работы, обмена опытом и плодотворной средой общения. Палехское отделение СХ было творческим центром промысла. Осуществлялось постоянное взаимодействие с центральными музеями страны, с родственными промыслами, с Палехским художественным училищем. Читались лекции по искусству известными искусствоведами Москвы и Ленинграда. Проводились циклы музыкальных вечеров с ведущими музыкантами московских консерваторий. Создавались комиссии по работе с молодыми художниками, регулярно работал выставком, словом, работала настоящая лаборатория искусства.
Отделение СХ было неотъемлемой частью промысла, хранителем бесценных традиций Палехского искусства.
Палехские художественно-производственные мастерские считались самыми благополучными мастерскими во всей системе СХ. Имели стабильное финансовое состояние. На внебалансовом счете организации во Внешэкономбанке имелось более пяти миллионов долларов США. На средства художественного фонда для художников построено три 3-х этажных жилых дома.
Мастерские всегда были обеспечены творческими заказами. Основным заказчиком являлись государственные структуры. «Новоэкспорт» заключал договора с иностранными фирмами за рубежом, «Росинвалютторг» осуществлял торговлю на валюту внутри страны. Мастерские получали заказы на выполнение монументальных работ по оформлению залов дворцов, школ, санаториев, театров, Российских посольств за рубежом.

 

Палех был не только визитной карточкой Ивановской области, он был визитной карточкой всей России. Искусство Палеха было известно во всем мире. Об этом свидетельствовало количество стран, куда поставлялись уникальные изделия лаковой миниатюры, приезд в Палех глав дипломатических миссий многих государств, наплыв в Палех иностранных туристов. Объем продаж на иностранную валюту, в отдельные годы, составлял более 90 %. Гостями художников Палеха были ведущие ученые страны, первые космонавты, известные артисты, писатели и руководители других творческих союзов. Художественные мастерские посетили все главы Советского правительства, начиная с А.Н. Косыгина. При поддержке правительства решались многие вопросы жизни коллектива, в частности, учитывая специфику работы, ежегодный осмотр зрения столичными специалистами. Новейшим оборудованием был оснащен здравпункт художественно-производственных мастерских. Всем нуждающимся в лечении предоставлялись путевки в санатории.
В середине 70-х годов началось строительство нового корпуса художественно-производственных мастерских по индивидуальному проекту на 300 рабочих мест на средства нецентрализованных источников Художественного фонда РСФСР. К сожалению, начатое строительство было не завершено. Недостроенное здание оказалось заброшенным и разворованным.
Палех был самым лучшим, чистым, образцовым поселком Ивановской области. Здание мастерских «утопало» в цветах. Внутреннее убранство мастерских соответствовало приему гостей любого уровня.

В 1989 году внутри Палехского отделения СХ России образовалась группировка, которая противопоставила себя всему художественному Палеху. Начали делить коллектив на «достойных» и «недостойных». Ликвидировали профсоюзную очередь на жилье. Их план был таков – оставить в мастерских 30 – 40 художников (своих да наших), а остальных выбросить, что вызвало бурю негодования коллектива, и за один месяц мастерские покинуло более 100 человек. Таким образом, стал открыто осуществляться план выдавливания неугодных художников. Отстранили от жизни «Союза» большую часть его членов, включая Заслуженных и Народных художников. Незаконно был уволен и директор Палехских художественно-производственных мастерских. Из уст администрации Палехского района и членов данной группировки поползли лживые, ничем не подтвержденные слухи, пытающиеся оправдать свои незаконные, а может быть и преступные действия, о том, что якобы Палехские мастера в 90-е годы разбрелись по вновь созданным организациям, и началась тяжба по разделу здания. Однако это было далеко не так, так как в то время в Палехе не было ни одной художественной организации, кроме Палехских художественно- производственных мастерских и брести художникам было просто некуда.

В конце 1989 года по решению Секретариата СХ произошла реорганизация Палехских художественно-производственных мастерских в ТПО «Товарищество Палех» СХ России. 6 апреля 1995 года, на основании заключения выездной комиссии по проверке творческого, организационного и правового состояния Палехской организации СХ, Секретариат постановил – ликвидировать ТПО «Товарищество Палех» с целью восстановления прежнего статуса Палехских художественно-производственных мастерских (протокол № 10 заседания Секретариата).

В 1995 году, в результате противоправных действий (используя идентичность названия), здания мастерских перешли к ООО «Товарищество Палех», которое, как юридическое лицо, не имело никакого отношения к СХ России. А также ими были захвачено все движимое и недвижимое имущество Союза художников, все основные средства в размере более 5 миллионов долларов США, в том числе 500000 долларов США, вложенные в Уставной фонд Автокама. Неизвестна судьба облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа на 162000 долларов США, находящихся в Ивановском сбербанке (ул. Лежневская д. 159). Это чистые доходы, заработанные десятками лет всем коллективом художников. Таким образом, Палехская организация СХ была в самом прямом смысле выброшена на улицу без каких-либо средств на существование, что продолжается и до настоящего времени.

Основное здание мастерских, где работали более 200 художников, оказалось пустующим и разрушается. По указанию директора ООО «Товарищество Палех» Т.В. Кочетовой, срезаны отопительные батареи и трубы. Распродано оцинкованное железо, приобретенное на ремонт кровли мастерских. Двери в здание и подвалы сломаны, окна перебиты. Лабиринты подвальных помещений могут быть использованы для любых криминальных целей. Здание захламлено ломаной мебелью и другими легко воспламеняющимися предметами. Если возникнет пожар, то он снесет все стоящие рядом деревянные дома и постройки. Внешний вид здания, на котором также разбита установленная историческая мемориальная доска, самый удручающий и напоминает Дом Павлова в Волгограде после нашествия фашистов. В настоящее время здание признано бесхозным и находится у администрации Палехского муниципального орайона.

За последние 20 лет, по настоящее время, Палехская организация ВТОО «Союз художников России», в буквальном смысле, выброшенная на улицу, провела целый ряд престижнейших, исторических для Палеха художественных выставок: в Государственной Третьяковской галерее, в Троице-Сергиевой лавре г. Сергиев Посад, в Храме Христа Спасителя, в художественных музеях г.г. Самары, Тольятти, Тулы, Вологды, Рязани и т.д. Палехская организация ВТОО «Союз художников России» принимала участие на всех самых престижных и значимых выставках Союза художников России – всероссийских, зональных, молодежных, иконописных (более 20 выставок), а также и других художественных выставках (около 100 выставок). Члены Палехской организации СХ награждались Почетными званиями РФ, Патриаршими наградами Русской Православной Церкви, Губернаторскими грамотами, наградами Союза художников России и Российских Творческих Общественных организаций. В настоящее время Палехская организация ВТОО «Союз художников России» продолжает пополнять свои ряды лучшими молодыми художниками Палеха, прошедшими суровый отбор на выставках Союза художников России, а также комиссиях и Секретариата Союза художников России. Сегодня она насчитывает 72 члена СХР.
Таким образом, Палехская организация ВТОО «Союз художников России», продолжая лучшие традиции основоположников Палехского искусства, несмотря на трудное время, подвижнически работает и не дает Палехскому искусству полностью завянуть, демонстрируя высокий профессионализм и еще неисчер¬панные возможности Палехского искусства. Палехская организация ВТОО «Союз художников России» сегодня, как никогда нуждается в поддержке государства по спасению Палехского искусства от полного вымирания и деградации.

В 1999 году у СХ России была возможность выделить средства на восстановление здания мастерских. Для составления сметы ремонтных работ была создана комиссия. Но работе комиссии препятствовала ООО «Товарищество Палех» в сговоре с Палехской администрацией, милицией и судьей Усовой Н.В. Таким образом, реальная возможность восстановления здания была упущена.
Все эти факты нуждаются в тщательном расследовании.

Несмотря на то, что художественный Палех разбит сегодня на отдельные производственно-коммерческие организации, художникам Палеха и Палехской организации СХ, в первую очередь, нужен свой Дом и Государственная поддержка для создания плодотворной творческой среды, организации выставок, творческих встреч, собраний. Дом, в котором, по крупицам начать собирать все, что растеряно за эти «перестроечные» годы, иначе Палех, как уникальное искусство России погибнет.

Председатель Палехского отделения ВТОО
«Союз художников России» – Макашов В.С.

Выставка Палехского отделения Союза художников России «Шедевры Палеха – гордость России-3» в г. Рязань 2013г.

– Правительство Ивановской области
– Кирилл Игнатьев – президент фонда «Гордость Отечества»,
председатель совета директоров группы компаний «Русские инвестиции»
– Администрация Палехского муниципального района
– Палехское отделение Всероссийской творческой общественной
организации «Союз художников России».
(просим Рязанский областной художественный музей дополнить данный список согласно рангам и использовать в рекламах, афишах и т.д.)

Данная выставка посвящена 60 – летнему юбилею Палехского отделения Союза художников России. На выставке представлено более 200 лучших творческих произведений Палехских художников всех направлений Палехского искусства: лаковая миниатюра, декоративные панно, иконопись, книжная графика. Многие из художников хорошо известные, экспонировались во многих городах России, представляли Палехское искусство на Международных, Всероссийских, зарубежных и других художественных выставках, опубликовывались в различных печатных изданиях. Это произведения художников Кочупалова А.Д., Клипова А.Н., Лопатиных, Макашовых, Федотовых, Смирновых, Ливановой И.В., Зотова В.Г., Булдаковой Н.Б., Плеханова Ю.В., и других.

За последние 15 лет непосредственно Палехским отделением Союза художников России были организованы и проведены ряд исторических для Палеха выставок: в Государственной Третьяковской галерее, Троице – Сергиевой лавре г. Сергиев Посад, в музее Храма Христа Спасителя, в музеях Самары, Тольятти, Екатеринбурга, Оренбурга, Кургана, Тулы, Вологды, Плеса и других городов. За этот период Палехское отделение Союза художников России принимало участие на более 20 международных и Всероссийских художественных выставках, на более 100 различных выставках.

Благодаря глубокому пониманию Палехского искусства, его роли в жизни общества, объективной оценке и поддержке как финансовой, так и организационной Игнатьева Кирилла Борисовича, строятся грандиозные планы не только по спасению Палехского искусства, но и его развитию. Очень радуют молодые художники, ставшие недавно членами Союза художников России, а также еще не ставшие. Их хоть и немного, но на них равняются многие из молодежной среды, что позволяет пополнять и укреплять творческую среду Палеха молодыми дарованиями.

Палехское отделение Союза художников России, в преддверии своего 60-летнего юбилея, который будет праздноваться 20 сентября 2013 года, насчитывает 68 членов Союза художников России. Эти художники являются самой большой творческой силой Палеха, они создают высокохудожественные произведения, представляют Палехское искусство на самом высшем уровне, сохраняют преемственность, традиции, творческую среду от основоположников Палехского искусства. Они являются творческими личностями нынешнего художественного Палеха. Каждый из них воплощает свое мировоззрение, идеалы и способности.
На этой выставке представлены различные творческие изыскания, направления и замыслы, тематическое разнообразие, множество различных форм используемых художниками для достижения творческих задач и решения художественных образов. В каждой представленной работе есть что-то свое, неповторимое, загадочное и прекрасное.
Палехское отделение Союза художников России выражает большую благодарность администрации Рязанского областного художественного музея и … .

Председатель Палехского отделения ВТОО
«Союз художников России»: Макашов В.С.

Администрация

Василий Семёнович Макашов

Подробнее об организации

КОНТАКТЫ

155620, ИВАНОВСКАЯ область, ПАЛЕХ, ул. ЛЕНИНА, д. 42
(093) 342-24-25
palekh_skhr@mail.ru

причины заказать экскурсию у нас:

Вы успешно подписались на рассылку.

Обещаем писать Вам только о самом важном и интересном.


Спасибо.

Спасибо за ваш отзыв!

Ваш отзыв будет обязательно доставлен, как только пройдет модерацию